Сопровождение приемных семей
В составе Службы сопровождения замещающих семей
ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» работают следующие специалисты:
Руководитель службы: Стародубова Анна Петровна
Педагог-психолог: Абрамова Екатерина Вячеславовна
Режим работы Службы:
Ежедневно: 9:00 до 18:00
Перерыв на обед: 13:00 до 14:00
Выходной: суббота, воскресенье
Контактные телефоны:
Телефон Центра: 8 - (382-49) - 21-372
"Сопровождать - значит проходить с кем-либо часть
его в пути в качестве спутника или провожатого"
Н. Осухова
Цель службы сопровождения замещающих семей: комплексное социально - психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, способствующее полноценному развитию личности ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.
Основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей:
· В рамках Школы приемных родителей – информирование, подбор, подготовка граждан, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
· В рамках сопровождения - оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи замещающим семьям: опекунским, приемным, семьям усыновителей.
· Индивидуальное и групповое консультирование замещающих родителей, направленное на повышение родительской компетентности, на поддержку стабильности замещающей семьи, благополучия всех её членов.
· Подготовка детей к интеграции в замещающие семьи.
· Коррекционно-развивающие занятия с приёмными детьми.
· Проведение информационно-просветительской работы с населением по вопросам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
· Организация деятельности Клуба для замещающих родителей Бакчарского района «Семейный маячок».
· Ежемесячный выпуск газеты для приемных родителей «Семейный маячок».
Школа приемных родителей
Несомненное условие счастья — есть СЕМЬЯ
Л.Н. Толстой
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Порядок осуществления деятельности по сопровождению семей опекунов (попечителей), усыновителей (Распоряжение Департамента по вопросам семьи и детей Томской области № 289-р от 14.09.2016) .
2. Распоряжение Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 18.08.2016 года № 266-р «Об организации деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».
3. Договор №1 от 01.07.2012 г «Об осуществлении отдельных полномочий органа опеки и попечительства», на основании которого учреждению переданы полномочия по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством РФ формах.
4. Приказ об открытии Школы приемных родителей (01.10.2008 год).
5. Положение о Службе сопровождения замещающих семей (12.08.2013 год).
6. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения.
Цели Школы приемных родителей:
· Помочь кандидатам принять осознанное решение по поводу приема ребенка в семью.
· Способствовать успешному прохождению адаптационного периода приема ребенка в семью.
· Повысить уровень «родительских компетенций».
Задачи Школы приемных родителей:
· Помочь кандидату разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность.
· Сформировать представление о депривационных нарушениях ребенка, оставшегося без попечения родителей; синдроме социального сиротства; потребностях ребенка.
· Раскрыть возможности разных стилей воспитания.
· Развить толерантные установки, эмпатийные и экспрессивные умения замещающих родителей.
· Настроить будущего замещающего родителя на дальнейшее сотрудничество со специалистами службы сопровождения замещающих семей.
В Школе приемных родителей подготовка кандидатов проводится по двум формам обучения:
· Очная (обязательное посещение не менее 80% аудиторных занятий (лекций, семинаров, тренингов), индивидуальное интервью, психологическая диагностика, консультирование).
· Очно - заочная (посещение обязательных аудиторных занятий, выполнение не менее 80% заданий, индивидуальное интервью, психологическая диагностика, консультирование).
Программа обучения «Школы приемных родителей» включает следующие основные блоки:
1. Психолого-педагогический блок
· Психологические/психические особенности детей, оставшихся без попечения родителей (депривация, формирование привязанности, психотравма, прошлый опыт ребенка).
· Возрастная психология (общие вопросы психологии развития ребенка; особенности развития ребенка на разных возрастных этапах: дошкольный, младший школьный, подростковый периоды, возрастные кризисы).
· Установление контакта с ребенком. Адаптационный период.
· Девиантное поведение детей и подростков/вредные привычки, подходы к профилактике.
· Воспитательный потенциал семьи. Принципы, формы и методы воспитания детей в семье.
· Особенности общения и взаимодействия в принимающей семье (дети – родители, приемные – кровные дети, приемные дети – другие родственники).
· Развитие личности ребенка (в т.ч. духовно-нравственное).
· Взаимодействие с социальным окружением ребенка (в т.ч. с кровными родственниками). Вопросы конфликтологии.
2. Медицинский блок
· Наиболее часто встречающиеся формулировки диагнозов детей, их комментарий.
· Влияние генетической наследственности на здоровье и поведение ребенка.
· Эмоциональные/поведенческие расстройства (типы, проявления, работа с ними).
· Детские заболевания (в т.ч. неврологические). Профилактика заболеваний.
· Основы гигиены и санитарии, здоровый образ жизни. Оказание первой доврачебной помощи.
3. Юридический блок
· Дети, подлежащие усыновлению, опеке, помещению в приемную семью.
· Отличие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
· Организационно-правовые основы создания и функционирования принимающих семей.
· Материальные и нематериальные права и обязанности принимающих родителей.
· Подготовка требуемых документов на ребенка при семейных формах устройства.
· Процедура семейного устройства ребенка и сопровождение принимающей семьи.
4. Социально-экономический блок
· Бюджет семьи.
· Финансовая отчетность для приемных семей.
· Создание «реабилитационного пространства».
Подготовка ребёнка к устройству в замещающую семью
Цель: подготовить детей к жизни в замещающей семье, обеспечить психологический комфорт ребенку при помещении в новую семью.
Задачи:
· формирование у ребенка представлений о семейной системе, внутрисемейных взаимоотношениях, семейных ролях, обязанностях;
· компенсация последствий травматического опыта (опыт проживания в кровной семье, опыт проживания в замещающей семье) и создание позитивного образа семьи;
· компенсация депривационных нарушений в развитии ребенка;
· формирование эмоционально – волевой сферы;
· формирование навыков решения межличностных проблем.
Программа подготовки ребенка к семейному устройству включает в себя следующие
Блоки мероприятий:
· общую подготовку (подготовка детей для различных форм семейного устройства с учетом их возрастной категории и особых потребностей);
· психологическую подготовку (игры, тематические сессии и другие технологии в рамках индивидуальной или групповой терапии);
· социально – педагогическую подготовку (мероприятия по социальной и бытовой адаптации, проводимые воспитателями и социальными педагогами);
· специальную подготовку (мероприятия по подготовке ребенка к устройству в конкретную семью, получившую документы для приема ребенка в семью: усыновителей, опекунов, приемную, патронатную семью и т. д.
Клуб для замещающих родителей Бакчарского района «Семейный маячок»
Цель: предоставление участникам психологической и информационной поддержки, способствующей успешной адаптации приемного ребенка в семье, и профилактика вторичного отказа от ребенка.
Задачи:
• Повышение родительской компетентности (через разные формы: лекции, семинары, практические занятия, обучающие психологические тренинги).
• Оказание индивидуальной консультативной помощи.
• Обеспечение необходимой литературой для самостоятельного изучения.
• Организация досуга замещающих семей.
• Реализация совместных творческих проектов.
• Распространение опыта приемных родителей.
• Снижение эмоционального напряжения и предупреждение эмоционального выгорания замещающих родителей.
1. Групповые и индивидуальные консультации по интересующей теме.
2. Психологические и образовательные тренинги.
3. Обмен опытом по вопросам семейного воспитания.
4. Разбор и анализ педагогических ситуаций.
5. Совместная деятельность психолога, социального педагога и группы родителей по выработке программы решения проблемы.
В нашем клубе Вы:
· Поделитесь опытом, трудностями в воспитании ребёнка и взаимодействия с ним.
· Найдёте пути решения возникших проблем, индивидуальный и эффективный стиль воспитания и общения с ребёнком.
· Узнаете больше о психофизиологических особенностях развития ребёнка, о том, как поддержать его в период адаптации в замещающей семье, в разные возрастной периоды и сохранить гармонию в семье.
· Расширите свой круг общения, познакомитесь с другими замещающими родителями.
· Интересно и с пользой проведёте время.
График мониторингов на 2024 год
План работы клуба "Семейный маячок" на 2024 год
План работы МВС "СемьЯ" на 2024 год
План совместной работы ООиП Администрации Бакчарского района и ССЗС на 2024 год
|