Коррекционно-развивающая помощь
больше всего именно тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.
Э. Бомбек
Педагог - психолог
Гагаркина Любовь Александровна,
первая квалификационная категория
Цель деятельности –психолого-педагогическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса; создание благоприятных условий для успешной адаптации, реабилитации и социализации воспитанников.
Задачи
· предупреждение возникновения проблем развития воспитанников;
· помощь (содействие) воспитанникам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации:
- учебные трудности,
- проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута,
- нарушения эмоционально - волевой сферы,
- проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами Центра и школы;
· обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности воспитанников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей;
· поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности;
· помощь в построении конструктивных отношений с педагогами и сверстниками;
· помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении;
· формирование установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
· профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма;
· повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников и педагогов Центра.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
· сохранение и укрепление психологического здоровья;
· формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
· мониторинг возможностей и способностей воспитанников;
· выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
· формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
· обеспечение осознанного и ответственного выбора профессиональной сферы деятельности;
· развитие экологической культуры;
· формирование основ гражданской идентичности личности;
· поддержка детских объединений и организаций самоуправления воспитанников.
Работа ведется по направлениям:
1. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
- Работа с воспитанниками среднего школьного возраста.
- Работа с воспитанниками старшего школьного возраста.
- Работа с вновь прибывшими воспитанниками.
- Работа с воспитанниками «Группы риска».
- Работа с воспитанниками ОВЗ.
- Работа с будущими выпускниками. Профориентация.
- Работа с воспитателями и педагогами.
2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
- Работа с воспитанниками ОВЗ.
- Работа с воспитанниками среднего школьного возраста.
- Работа с воспитанниками старшего школьного возраста.
- Работа с вновь прибывшими воспитанниками.
- Работа с воспитанниками «Группы риска».
- Работа с будущими выпускниками. Профориентация.
3. КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
- Консультации по запросу от воспитанников, педагогов, работников учреждения, замещающих и кровных родителей.
4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
- Работа с воспитанниками всех возрастов.
5. ЭКСПЕРТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
- Подготовка документов и представление интересов детей на консилиумах учреждения (по прибытию новых воспитанников, по запросам воспитателей, педагогов), на Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) и др.. Посещение групп, занятий, детских собраний и т.п.. Беседы с педагогами Центра, участие в собраниях и работе педсоветов.
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
- Подготовка и распространение информационных буклетов, листовок, памяток для педагогов центра, воспитанников. Подготовка и распространение информации о планируемых и проведенных мероприятиях на сейте учреждения.
7. ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ:
- Выступления с обобщением опыта работы на разных уровнях (центра, района и т.д.). Публикации в изданиях.
Психологическая коррекционно-развивающая работа с воспитанниками является безусловным приоритетом в работе педагога-психолога. Поэтому составлены и реализуются коррекционные групповые и индивидуальные занятия по программам:
· Комплексная программа «Все в моих руках…" (Коррекция нарушений в эмоционально – волевой сфере на основе внутренних и поведенческих изменений. Формирование и развитие социальной компетентности и социально приемлемых форм поведения подростков, а также профилактика социальной дезадаптации и правонарушений. Развитие адаптивных возможностей подростка).
Групповая работа с подростками (тренинги).
· Коррекционная - развивающая программа с применением танцевально-оздоровительных методик для детей с ОВЗ и детей - инвалидов «Я могу!!!».
Групповая работа с детьми обучающимися в Крыловской коррекционной школе – интернате.
· Программа "Психология и выбор профессии" (формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере).
Групповая работа с выпускниками 9 класса.
· Программа «Ступени» (работа педагога-психолога по коррекции и развитию ВПФ, познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы детей 8-13 лет).
Групповая работа с детьми Центра в возрасте от 8 до 13 лет.
· Программа «Развитие» (работа педагога-психолога по развитию познавательной,
эмоциональной, коммуникативной сферы детей 4-7 лет).
Групповая работа с детьми Центра с детьми от 3 до 7 лет.
· Индивидуальная адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий.
Индивидуальные занятия с детьми Центра, имеющих статус «ребенок инвалид».
· Кроме этого регулярно проводится индивидуальная коррекционная работа по снятию тревожности, эмоциональной напряженности, агрессии, страха, повышению уверенности в себе и приобретению коммуникативных навыков через: игру, упражнения, рисунок, песок (Песочная терапия), участие в культурно массовых мероприятиях.
Индивидуальная работа с детьми Центра разного возраста, детьми из замещающих и кровных семей.
Групповая работа с детьми Центра, детьми из замещающих и кровных семей.
В работе с детьми применяются методики:
Музыкотерапия (Коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы. Повышение эстетических потребностей).
Цветотерапия (Создание условий для сохранения психологического здоровья детей, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии).
Арт - терапия (песочная терапия, музыкотерапия, фототерапия, танцевальная терапия, драматическая психоэлевация (комплексное воздействие на детей - невротиков с помощью разнообразных театральных приёмов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций), изотерапия, земле-терапия и проч.).
Проективный рисунок (на свободную тему, на заданную тему, игра в рисование историй).
Игровая терапия (кукольная, сказочная, истории, свободная игра) и др.
План работы на 2024-2025 учебный год
Профилактические мероприятия на 2024-2025 учебный год
Презентация к игре-тренингу "Супермаркет"
Семинар-практикум "Этикет общения"
Презентация к семинару-практикуму "Этикет общения"
Семинар "Особенности работы с подростками"
Рецензия на адаптированную программу "Я могу!"
Рецензия на комплексную программу "Всё в твоих руках..."
Какой он невоспитанный ребенок!
Не держите меня - я свободная птица!
Трудные вопросы, простые ответы...
Танцетерапия: танцуйте на здоровье!
Современные девиации и факторы формирования девиантного поведения детей, подростков и молодежи
Учитель - логопед
Высшая квалификационная категория
Стрелкова Елена Николаевна
Цель:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;
Задачи деятельности:
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний среди педагогов и приемных родителей.